Академия образования начинает серию публикаций «Скоро в школу!», в которых читатели нашего телеграм-канала познакомятся с особенностями учебников и учебных пособий, подготовленных к 2025/2026 учебному году.

Методисты, сотрудники издательского центра Академии образования, авторские коллективы, специалисты издательства «Адукацыя і выхаванне» и издательского центра БГУ приложили все усилия для того, чтобы учебники и учебные пособия от переиздания к переизданию становились лучше. Отдельное спасибо участникам опытной проверки – учителям, которые выступили в качестве экспертов и определили важные направления доработки действующих школьных учебников. Мы уверены – результат нашей совместной работы сделает процесс обучения и воспитания учащихся более качественным!

Напоминаем, что на национальном образовательном портале в разделе «Обсуждаем учебные программы, учебные пособия» можно задать интересующие вас вопросы как разработчикам учебных программ, так и авторам школьных учебников.

 


Беларуская мова 2 клас 1 часткаДа новага навучальнага года падрыхтаваны вучэбны дапаможнік «Беларуская мова. 2 клас» для ўстаноў адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання. Гэта перавыданне вучэбнага дапаможніка 2020 года выпуску.

Вучэбны дапаможнік дапрацаваны па прапановах настаўнікаў і рэцэнзентаў.

У змест вучэбнага дапаможніка ўнесены наступныя змены:

  • павялічана колькасць тэкстаў выхаваўчага характару, якія знаёмяць навучэнцаў з гераічным мінулым нашай краіны, з дасягненнямі беларусаў у навуцы, вытворчай сферы, спорце; з дзейнасцю дзіцячых грамадскіх аб’яднанняў. Прыклады некаторых з унесеных у вучэбны дапаможнік новых тэкстаў-практыкаванняў: «Мы жывём у Рэспубліцы Беларусь», «Герб Беларусі», «Каб помнілі», «Беларускі горад Бяроза»; пра Мінскі аўтамабільны завод, шклозавод «Нёман», нафту ў Рэчыцы, саляныя шахты ў Салігорску, працу на заводзе БелАЗ, стадыён «Дынама», святкаванне ў сям’і Дня абаронцаў Айчыны, беларускіх алімпійцаў, прадукцыю фабрыкі «Камунарка», ансамбль «Харошкі»;
  • паменшаны аб’ём некаторых дамашніх заданняў;
  • у матэрыял практыкаванняў (класных і дамашніх) уключаны дадатковыя заданні дыферэнцыраванага характару, якія выконваюцца па жаданні вучняў;
  • павялічана колькасць слоў у рубрыцы «Слоўнік»;
  • зменена падача матэрыялу ў рубрыцы «Праверце сябе». У рубрыку ўключаны два блокі: «Адкажыце на пытанні» і «Творчая хвілінка». Першы блок утрымлівае пералік пытанняў, якія дапамогуць вучням узнавіць веды, атрыманыя пры вывучэнні раздзела. Другі блок утрымлівае дадатковыя творчыя заданні, выкананне якіх патрабуе прымянення ведаў, уменняў і навыкаў, набытых у ходзе вывучэння раздзела;
  • у змест рубрык «Заданне па развіцці маўлення» і «Творчая хвілінка», якія дапамагаюць выкарыстоўваць маўленчыя сродкі для рашэння камунікатыўных і пазнавальных задач, уключаны заданні, што стымулююць да знаёмства са знакавымі месцамі Рэспублікі Беларусь, з важнымі падзеямі ў грамадскім і культурным жыцці нашай краіны, з дасягненнмі ў розных сферах грамадскага жыцця. Напрыклад, На якіх прадпрыемствах Беларусі шыюць дзіцячы абутак? Як вы святкуеце Тыдзень бацькоўскай любові? Што абазначае вобразны выраз «барацьба за ўраджай»? На якім беларускім заводзе вырабляюць грузавікі, што ўдзельнічаюць у ралі? Як называецца ўрачыстая песня, якая ўслаўляе Радзіму? Якіх вядомых беларускіх біятланістаў вы ведаеце? Якую назву мае нацыянальная авіякампанія Рэспублікі Беларусь? Чым знакаміты горад Астравец? Як ваша сям’я святкуе Дзень Перамогі? Ці бачылі вы святочны парад? Раскажыце, чым ён вам асабліва запомніўся.).

Падрабязныя рэкамендацыі па рабоце з вучэбным дапаможнікам «Беларуская мова. 2 клас» для ўстаноў адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання размешчаны на национальном образовательном портале.

 


Литературное чтение 4 класс 1 частьК новому учебному году подготовлен учебник «Литературное чтение. 4 класс». Это переиздание учебного пособия 2018 года выпуска.

Согласно обновлённой учебной программе в содержание учебника введены новые произведения: белорусская легенда «Легенда об озере Свитязь», русская легенда «Легенда о граде Китеже», белорусская легенда «Как медведь появился», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», В. Каризна «Наша Беларусь», Э. Огнецвет «Самое заветное желание».

По рекомендации педагогов–участников опытной проверки и рецензентов в учебнике:

  • сокращены объемы отдельных изучаемых литературных произведений;
  • более объемные тексты разбиты на смысловые части;
  • расширен толковый словарь, представленный в виде постраничной сноски;
  • добавлены иллюстрации к произведениям;
  • на форзацах учебника размещены алгоритмы: «Как составить характеристику героя», «Как сделать словесный рисунок», «Как разделить текст на части и составить план его пересказа», «Как кратко пересказать текст».

Диалоги и монологи знакомых учащимся по учебнику 3 класса сквозных персонажей (Знатока, Добродея и Максима Книжника) сконцентрированы вокруг учебных задач конкретного раздела учебника. Из них учащиеся узнают об авторах литературных произведений, особенностях разных жанров литературы. Диалоги сквозных персонажей можно использовать также для включения учащихся в обсуждение вопросов нравственно-этической и гражданско-патриотической направленности.

Реализации воспитательного потенциала учебного предмета способствуют:

  • тексты литературных произведений. По мнению авторов учебника, все они обращены к личности ребенка и направлены на формирование у него гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств, эстетического вкуса;
  • вопросы и ситуации из рубрики «Поделимся мыслями», которые предлагают учащимся подумать о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  • дополнительные тексты (в учебнике они выделены графически и оформлены как монологи Знатока). Чтение и обсуждение этих текстов является обязательным после завершения работы с художественным произведением.

Вопросы и задания после литературных произведений направлены на формирование грамотного читателя, владеющего навыком чтения, культурой речи, способами самостоятельной работы с текстом, осознание учащимися значения чтения для успешного обучения и саморазвития в течение всей жизни.

Задания рубрики «Творческое задание» связаны с прочитанными произведениями, они позволят учащимся лучше «прочувствовать» произведение, понять поступки героев произведений, выразить свое отношение к ним.

Рубрика «Проверь себя» в конце раздела предлагает задания для повторения и обобщения изученного.

На расширение кругозора учащихся, формирование у них потребности к самообразованию, умений работать с разными источниками информации направлена рубрика «Поиск дополнительной информации».

В учебнике даны ссылки на интерактивные задания по литературному чтению для 4 класса, размещенные на едином информационно-образовательном ресурсе. Доступ к ним открывается с помощью QR-кода или полного адреса, указанного в навигационном аппарате учебника. Данные задания выполняются по выбору учащихся дома.

Подробные рекомендации по работе с учебником «Литературное чтение», 4 класс размещены на национальном образовательном портале.