Академия образования начинает серию публикаций «Скоро в школу!», в которых читатели нашего телеграм-канала познакомятся с особенностями учебников и учебных пособий, подготовленных к 2025/2026 учебному году.
Методисты, сотрудники издательского центра Академии образования, авторские коллективы, специалисты издательства «Адукацыя і выхаванне» и издательского центра БГУ приложили все усилия для того, чтобы учебники и учебные пособия от переиздания к переизданию становились лучше. Отдельное спасибо участникам опытной проверки – учителям, которые выступили в качестве экспертов и определили важные направления доработки действующих школьных учебников. Мы уверены – результат нашей совместной работы сделает процесс обучения и воспитания учащихся более качественным!
Напоминаем, что на национальном образовательном портале в разделе «Обсуждаем учебные программы, учебные пособия» можно задать интересующие вас вопросы как разработчикам учебных программ, так и авторам школьных учебников.
К новому учебному году подготовлен учебник «Русский язык» для 9 класса авторов Л.А.Муриной [и др.]. Это переиздание учебного пособия 2019 года выпуска, доработанное с учетом результатов опытной проверки, проведенной в 2020/2021 учебном году, диалоговых площадок, общественной экспертизы. Учебник дополнен материалами, направленными на формирование функциональной грамотности и реализацию воспитательного потенциала учебного предмета. Оглавление, расположенное в начале учебника, позволит учащимся лучше ориентироваться в системе изучаемых тем. Во вступительной статье изложены цель и принципы работы с учебником, пояснена система условных обозначений и рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности. Материал изучаемых тем в основном подаётся на основе сопоставления в схемах, таблицах и алгоритмах. Это позволяет наряду с формированием предметных умений и навыков развивать у учащихся функциональную грамотность. Предлагаются задания для самопроверки. В учебнике широко представлены задания, предлагающие учащимся порассуждать на морально-этические, гражданско-патриотические темы, в том числе оценить поступки и слова окружающих людей, сопоставить различные мнения, доказать или опровергнуть высказывания, сформулировать выводы и высказать собственное суждение. Для усиления воспитательного потенциала включены тексты о Дне народного единства и Всебелорусском народном собрании, о Великой Отечественной войне и исторической памяти, о Концепции национальной безопасности Беларуси и белорусских семейных ценностях, о первом Герое Беларуси и значимых фигурах белорусской науки и искусства, об архитектурных жемчужинах нашей страны и достижениях современных белорусов, о природных богатствах и символах Беларуси. К текстам воспитательной направленности предлагаются задания для проектной деятельности, предполагающие работу с дополнительными источниками и с информацией, представленной в разных видах. Учебное издание ярко иллюстрировано. Для совершенствования навыков билингвизма в учебник включены тексты для перевода с белорусского языка на русский. В помощь учителям для работы с данным учебником Академией образования в 2025 году издано учебно-методическое пособие «Русский язык в 9 классе» (с электронным приложением) авторов Е.Е.Долбик [и др.]. Подробные рекомендации по работе с учебником «Русский язык» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале. |
К новому учебному году подготовлен учебник «Биология» для 9 класса. Опытный авторский коллектив совместно со специалистами Академии образования, рецензентами и сотрудниками издательства «Адукацыя і выхаванне» усовершенствовали учебный материал учебника с учетом скорректированной учебной программы, результатов опытной проверки, общественной экспертизы. Доработка коснулась содержания основного и дополнительного текста, рубрик, иллюстративного материала. Особенности структуры и содержания учебного пособия: Учебник состоит из 13 глав, описания этапов 4 лабораторных и 1 практической работы и начинается с предисловия для учащихся и учителя «КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ». Каждая глава содержит информацию об основном ее содержании и начинается с рубрики «Вы узнаете». Восстановить в памяти ранее изученный материал поможет рубрика «Вспомните», расположенная в начале каждого параграфа. Особенностью структуры и содержания основного и дополнительного учебного материала нового издания является наличие информации о выдающихся врачах, оставивших заметный след в истории белорусской и мировой науки; об уникальных, высокотехнологичных операциях, проводимых в нашей стране; о создании научно-практических школ эндокринологов, кардиологов, нефрологов; медицинской лабораторной службы. На страницах учебника учащиеся смогут найти интересные научные факты об организме человека, смогут узнать о том, как стать сильным и выносливым; повысить свою работоспособность; о профилактике вирусных и респираторных заболеваний; о поддержании звучности голоса во время публичного выступления и многом другом. Также учебник расскажет о правилах оказания первой помощи. В конце каждого параграфа располагается рубрика «Повторим главное», содержащая краткие выводы. Размещенные в одноимённой рубрике вопросы и задания, помогут учащимся оценить степень усвоения учебного материала. Определить остроту слуха, устойчивость организма к недостатку кислорода, обнаружить слепое пятно пытливым и любознательным поможет рубрика «Индивидуальные домашние исследования». Каждая глава заканчивается таблицей «ПОДВЕДЁМ ИТОГИ», в которой кратко изложены ключевые моменты изученного материала. К новому учебному году авторским коллективом в составе Фатимы Гаджиахмедовны Гаджиевой, Сергея Александровича Сидоровича впервые подготовлено учебное наглядное пособие «Анатомия человека. 9 класс». Учебное издание включает 39 анатомических иллюстраций органов и систем органов тела человека, которые дополняют учебник и позволят сделать уроки биологии более интересными. Подробные рекомендации по работе с учебным пособием «Биология» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале. |
В содержание учебного пособия внесены следующие изменения:
Особенности структуры и содержания учебного пособия:
Усилен воспитательный компонент учебного пособия:добавлены тексты и задания, содержание которых знакомит учащихся с:
Подробные рекомендации по работе с учебным пособием «Химия» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале. |
Вучэбны дапаможнік дапрацаваны па прапановах настаўнікаў і рэцэнзентаў. У змест вучэбнага дапаможніка ўнесены наступныя змены:
Падрабязныя рэкамендацыі па рабоце з вучэбным дапаможнікам «Беларуская мова. 2 клас» для ўстаноў адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання размешчаны на национальном образовательном портале. |
Согласно обновлённой учебной программе в содержание учебника введены новые произведения: белорусская легенда «Легенда об озере Свитязь», русская легенда «Легенда о граде Китеже», белорусская легенда «Как медведь появился», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», В. Каризна «Наша Беларусь», Э. Огнецвет «Самое заветное желание». По рекомендации педагогов–участников опытной проверки и рецензентов в учебнике:
Диалоги и монологи знакомых учащимся по учебнику 3 класса сквозных персонажей (Знатока, Добродея и Максима Книжника) сконцентрированы вокруг учебных задач конкретного раздела учебника. Из них учащиеся узнают об авторах литературных произведений, особенностях разных жанров литературы. Диалоги сквозных персонажей можно использовать также для включения учащихся в обсуждение вопросов нравственно-этической и гражданско-патриотической направленности. Реализации воспитательного потенциала учебного предмета способствуют:
Вопросы и задания после литературных произведений направлены на формирование грамотного читателя, владеющего навыком чтения, культурой речи, способами самостоятельной работы с текстом, осознание учащимися значения чтения для успешного обучения и саморазвития в течение всей жизни. Задания рубрики «Творческое задание» связаны с прочитанными произведениями, они позволят учащимся лучше «прочувствовать» произведение, понять поступки героев произведений, выразить свое отношение к ним. Рубрика «Проверь себя» в конце раздела предлагает задания для повторения и обобщения изученного. На расширение кругозора учащихся, формирование у них потребности к самообразованию, умений работать с разными источниками информации направлена рубрика «Поиск дополнительной информации». В учебнике даны ссылки на интерактивные задания по литературному чтению для 4 класса, размещенные на едином информационно-образовательном ресурсе. Доступ к ним открывается с помощью QR-кода или полного адреса, указанного в навигационном аппарате учебника. Данные задания выполняются по выбору учащихся дома. Подробные рекомендации по работе с учебником «Литературное чтение», 4 класс размещены на национальном образовательном портале. |