Академия образования начинает серию публикаций «Скоро в школу!», в которых читатели нашего телеграм-канала познакомятся с особенностями учебников и учебных пособий, подготовленных к 2025/2026 учебному году.

Методисты, сотрудники издательского центра Академии образования, авторские коллективы, специалисты издательства «Адукацыя і выхаванне» и издательского центра БГУ приложили все усилия для того, чтобы учебники и учебные пособия от переиздания к переизданию становились лучше. Отдельное спасибо участникам опытной проверки – учителям, которые выступили в качестве экспертов и определили важные направления доработки действующих школьных учебников. Мы уверены – результат нашей совместной работы сделает процесс обучения и воспитания учащихся более качественным!

Напоминаем, что на национальном образовательном портале в разделе «Обсуждаем учебные программы, учебные пособия» можно задать интересующие вас вопросы как разработчикам учебных программ, так и авторам школьных учебников.

 


Русский язык 9 класс

К новому учебному году подготовлен учебник «Русский язык» для 9 класса авторов Л.А.Муриной [и др.]. Это переиздание учебного пособия 2019 года выпуска, доработанное с учетом результатов опытной проверки, проведенной в 2020/2021 учебном году, диалоговых площадок, общественной экспертизы.

Учебник дополнен материалами, направленными на формирование функциональной грамотности и реализацию воспитательного потенциала учебного предмета.

Оглавление, расположенное в начале учебника, позволит учащимся лучше ориентироваться в системе изучаемых тем.

Во вступительной статье изложены цель и принципы работы с учебником, пояснена система условных обозначений и рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности.

Материал изучаемых тем в основном подаётся на основе сопоставления в схемах, таблицах и алгоритмах. Это позволяет наряду с формированием предметных умений и навыков развивать у учащихся функциональную грамотность. Предлагаются задания для самопроверки.

В учебнике широко представлены задания, предлагающие учащимся порассуждать на морально-этические, гражданско-патриотические темы, в том числе оценить поступки и слова окружающих людей, сопоставить различные мнения, доказать или опровергнуть высказывания, сформулировать выводы и высказать собственное суждение.

Для усиления воспитательного потенциала включены тексты о Дне народного единства и Всебелорусском народном собрании, о Великой Отечественной войне и исторической памяти, о Концепции национальной безопасности Беларуси и белорусских семейных ценностях, о первом Герое Беларуси и значимых фигурах белорусской науки и искусства, об архитектурных жемчужинах нашей страны и достижениях современных белорусов, о природных богатствах и символах Беларуси.

К текстам воспитательной направленности предлагаются задания для проектной деятельности, предполагающие работу с дополнительными источниками и с информацией, представленной в разных видах.

Учебное издание ярко иллюстрировано.

Для совершенствования навыков билингвизма в учебник включены тексты для перевода с белорусского языка на русский.

В помощь учителям для работы с данным учебником Академией образования в 2025 году издано учебно-методическое пособие «Русский язык в 9 классе» (с электронным приложением) авторов Е.Е.Долбик [и др.].

Подробные рекомендации по работе с учебником «Русский язык» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале.

 


Биология 9 класс

К новому учебному году подготовлен учебник «Биология» для 9 класса. Опытный авторский коллектив совместно со специалистами Академии образования, рецензентами и сотрудниками издательства «Адукацыя і выхаванне» усовершенствовали учебный материал учебника с учетом скорректированной учебной программы, результатов опытной проверки, общественной экспертизы. Доработка коснулась содержания основного и дополнительного текста, рубрик, иллюстративного материала.

Особенности структуры и содержания учебного пособия:

Учебник состоит из 13 глав, описания этапов 4 лабораторных и 1 практической работы и начинается с предисловия для учащихся и учителя «КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ».

Каждая глава содержит информацию об основном ее содержании и начинается с рубрики «Вы узнаете».

Восстановить в памяти ранее изученный материал поможет рубрика «Вспомните», расположенная в начале каждого параграфа.

Особенностью структуры и содержания основного и дополнительного учебного материала нового издания является наличие информации о выдающихся врачах, оставивших заметный след в истории белорусской и мировой науки; об уникальных, высокотехнологичных операциях, проводимых в нашей стране; о создании научно-практических школ эндокринологов, кардиологов, нефрологов; медицинской лабораторной службы.

На страницах учебника учащиеся смогут найти интересные научные факты об организме человека, смогут узнать о том, как стать сильным и выносливым; повысить свою работоспособность; о профилактике вирусных и респираторных заболеваний; о поддержании звучности голоса во время публичного выступления и многом другом. Также учебник расскажет о правилах оказания первой помощи.

В конце каждого параграфа располагается рубрика «Повторим главное», содержащая краткие выводы.

Размещенные в одноимённой рубрике вопросы и задания, помогут учащимся оценить степень усвоения учебного материала.

Определить остроту слуха, устойчивость организма к недостатку кислорода, обнаружить слепое пятно пытливым и любознательным поможет рубрика «Индивидуальные домашние исследования».

Каждая глава заканчивается таблицей «ПОДВЕДЁМ ИТОГИ», в которой кратко изложены ключевые моменты изученного материала.

К новому учебному году авторским коллективом в составе Фатимы Гаджиахмедовны Гаджиевой, Сергея Александровича Сидоровича впервые подготовлено учебное наглядное пособие «Анатомия человека. 9 класс».

Учебное издание включает 39 анатомических иллюстраций органов и систем органов тела человека, которые дополняют учебник и позволят сделать уроки биологии более интересными.

Подробные рекомендации по работе с учебным пособием «Биология» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале.

 


Химия 9 классК новому учебному году подготовлено учебное пособие «Химия» для 9 класса. Это переиздание учебного пособия 2019 года выпуска, доработанное с учетом скорректированной учебной программы «Химия» (2025), результатов опытной проверки, диалоговых площадок, общественной экспертизы.

В содержание учебного пособия внесены следующие изменения:

  • глава «Растворы. Теория электролитической диссоциации» дополнена новыми элементами содержания, например, качественные и количественные характеристики состава растворов, химические свойства кислот, оснований солей с точки зрения теории электролитической диссоциации;
  • учебный материал глав «Неметаллы» и «Металлы» рассматривается с позиции атомно-орбитальной модели;
  • с целью усиления воспитательного потенциала учебного пособия содержание дополнено текстами и заданиями, направленными на формирование у учащихся патриотизма, навыков здоровьесбережения, бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
  • усовершенствованы формы предъявления учебного материала (обновлены иллюстрации, схемы, таблицы), которые позволяют развивать у учащихся умения работать с разными источниками химической информации (находить нужную информацию, анализировать и интерпретировать ее, оценивать и использовать для решения поставленной задачи).

Особенности структуры и содержания учебного пособия:

  • Основной текст учебного пособия содержит теоретический и практический материал достаточный для достижения предусмотренных учебной программой требований к результатам учебной деятельности учащихся.
  • Дополнительный текст, представленный рубрикой «Для любознательных», содержит уникальные факты, примеры применения на практике химических веществ и реакций, отраженных в содержании текста параграфа.
  • Рубрика «Вопросы и задания» содержит задания (задачи, вопросы, схемы превращений) для закрепления изученного материала.
  • Задания более высокого уровня сложности представлены в рубрике «Готовимся к олимпиадам».
  • Выполняя «Комплексные задания», учащиеся анализируют и оценивают информацию, применяют знания для решения практических задач.
  • Работа над проектом (рубрика «Темы для проектной деятельности») предусматривает необходимость находить, интерпретировать и критически оценивать полученную информацию, проводить химические эксперименты, а также способствует формированию экологической культуры и ответственного отношения к своему здоровью.
  • Рубрика «Домашний эксперимент» способствует формированию познавательного интереса и мотивации к изучению химии.

Усилен воспитательный компонент учебного пособия:

добавлены тексты и задания, содержание которых знакомит учащихся с:

  • достижениями химической промышленности Республики Беларусь, историей ее развития;
  • использованием химических веществ в различных областях здравоохранения, промышленности и сельского хозяйства;
  • природными ресурсами Республики Беларусь.

Подробные рекомендации по работе с учебным пособием «Химия» для 9 класса размещены на национальном образовательном портале.

 


Беларуская мова 2 клас 1 часткаДа новага навучальнага года падрыхтаваны вучэбны дапаможнік «Беларуская мова. 2 клас» для ўстаноў адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання. Гэта перавыданне вучэбнага дапаможніка 2020 года выпуску.

Вучэбны дапаможнік дапрацаваны па прапановах настаўнікаў і рэцэнзентаў.

У змест вучэбнага дапаможніка ўнесены наступныя змены:

  • павялічана колькасць тэкстаў выхаваўчага характару, якія знаёмяць навучэнцаў з гераічным мінулым нашай краіны, з дасягненнямі беларусаў у навуцы, вытворчай сферы, спорце; з дзейнасцю дзіцячых грамадскіх аб’яднанняў. Прыклады некаторых з унесеных у вучэбны дапаможнік новых тэкстаў-практыкаванняў: «Мы жывём у Рэспубліцы Беларусь», «Герб Беларусі», «Каб помнілі», «Беларускі горад Бяроза»; пра Мінскі аўтамабільны завод, шклозавод «Нёман», нафту ў Рэчыцы, саляныя шахты ў Салігорску, працу на заводзе БелАЗ, стадыён «Дынама», святкаванне ў сям’і Дня абаронцаў Айчыны, беларускіх алімпійцаў, прадукцыю фабрыкі «Камунарка», ансамбль «Харошкі»;
  • паменшаны аб’ём некаторых дамашніх заданняў;
  • у матэрыял практыкаванняў (класных і дамашніх) уключаны дадатковыя заданні дыферэнцыраванага характару, якія выконваюцца па жаданні вучняў;
  • павялічана колькасць слоў у рубрыцы «Слоўнік»;
  • зменена падача матэрыялу ў рубрыцы «Праверце сябе». У рубрыку ўключаны два блокі: «Адкажыце на пытанні» і «Творчая хвілінка». Першы блок утрымлівае пералік пытанняў, якія дапамогуць вучням узнавіць веды, атрыманыя пры вывучэнні раздзела. Другі блок утрымлівае дадатковыя творчыя заданні, выкананне якіх патрабуе прымянення ведаў, уменняў і навыкаў, набытых у ходзе вывучэння раздзела;
  • у змест рубрык «Заданне па развіцці маўлення» і «Творчая хвілінка», якія дапамагаюць выкарыстоўваць маўленчыя сродкі для рашэння камунікатыўных і пазнавальных задач, уключаны заданні, што стымулююць да знаёмства са знакавымі месцамі Рэспублікі Беларусь, з важнымі падзеямі ў грамадскім і культурным жыцці нашай краіны, з дасягненнмі ў розных сферах грамадскага жыцця. Напрыклад, На якіх прадпрыемствах Беларусі шыюць дзіцячы абутак? Як вы святкуеце Тыдзень бацькоўскай любові? Што абазначае вобразны выраз «барацьба за ўраджай»? На якім беларускім заводзе вырабляюць грузавікі, што ўдзельнічаюць у ралі? Як называецца ўрачыстая песня, якая ўслаўляе Радзіму? Якіх вядомых беларускіх біятланістаў вы ведаеце? Якую назву мае нацыянальная авіякампанія Рэспублікі Беларусь? Чым знакаміты горад Астравец? Як ваша сям’я святкуе Дзень Перамогі? Ці бачылі вы святочны парад? Раскажыце, чым ён вам асабліва запомніўся.).

Падрабязныя рэкамендацыі па рабоце з вучэбным дапаможнікам «Беларуская мова. 2 клас» для ўстаноў адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання размешчаны на национальном образовательном портале.

 


Литературное чтение 4 класс 1 частьК новому учебному году подготовлен учебник «Литературное чтение. 4 класс». Это переиздание учебного пособия 2018 года выпуска.

Согласно обновлённой учебной программе в содержание учебника введены новые произведения: белорусская легенда «Легенда об озере Свитязь», русская легенда «Легенда о граде Китеже», белорусская легенда «Как медведь появился», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», В. Каризна «Наша Беларусь», Э. Огнецвет «Самое заветное желание».

По рекомендации педагогов–участников опытной проверки и рецензентов в учебнике:

  • сокращены объемы отдельных изучаемых литературных произведений;
  • более объемные тексты разбиты на смысловые части;
  • расширен толковый словарь, представленный в виде постраничной сноски;
  • добавлены иллюстрации к произведениям;
  • на форзацах учебника размещены алгоритмы: «Как составить характеристику героя», «Как сделать словесный рисунок», «Как разделить текст на части и составить план его пересказа», «Как кратко пересказать текст».

Диалоги и монологи знакомых учащимся по учебнику 3 класса сквозных персонажей (Знатока, Добродея и Максима Книжника) сконцентрированы вокруг учебных задач конкретного раздела учебника. Из них учащиеся узнают об авторах литературных произведений, особенностях разных жанров литературы. Диалоги сквозных персонажей можно использовать также для включения учащихся в обсуждение вопросов нравственно-этической и гражданско-патриотической направленности.

Реализации воспитательного потенциала учебного предмета способствуют:

  • тексты литературных произведений. По мнению авторов учебника, все они обращены к личности ребенка и направлены на формирование у него гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств, эстетического вкуса;
  • вопросы и ситуации из рубрики «Поделимся мыслями», которые предлагают учащимся подумать о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  • дополнительные тексты (в учебнике они выделены графически и оформлены как монологи Знатока). Чтение и обсуждение этих текстов является обязательным после завершения работы с художественным произведением.

Вопросы и задания после литературных произведений направлены на формирование грамотного читателя, владеющего навыком чтения, культурой речи, способами самостоятельной работы с текстом, осознание учащимися значения чтения для успешного обучения и саморазвития в течение всей жизни.

Задания рубрики «Творческое задание» связаны с прочитанными произведениями, они позволят учащимся лучше «прочувствовать» произведение, понять поступки героев произведений, выразить свое отношение к ним.

Рубрика «Проверь себя» в конце раздела предлагает задания для повторения и обобщения изученного.

На расширение кругозора учащихся, формирование у них потребности к самообразованию, умений работать с разными источниками информации направлена рубрика «Поиск дополнительной информации».

В учебнике даны ссылки на интерактивные задания по литературному чтению для 4 класса, размещенные на едином информационно-образовательном ресурсе. Доступ к ним открывается с помощью QR-кода или полного адреса, указанного в навигационном аппарате учебника. Данные задания выполняются по выбору учащихся дома.

Подробные рекомендации по работе с учебником «Литературное чтение», 4 класс размещены на национальном образовательном портале.